Сагалган - Новый год по восточному календарю.

full Screen

Встерча нового года большое событие на которое люди с разных мест находящихся за много километров, не взирая на возраст. Для истинно верующих бурят это не просто повод для застолья, скорее на оборот. Ретуал призывания защитников учения Будды, проводимыу ламами, длится 15 дней. Все это время ламы и хувараки, почти не выходя из дацана, цитают текты. Прихожане все это время готовят для них еду из продуктов, котрые привезли с собой. Обедают и спят в это время ламы по очереди, чтоб не прерывать ретуала - сначала старшие ламы во главе с ширеетуэм дацана, потом хувараки.

В первые дни ритуала делается большой болим в форме конуса, на верху которога находится череп.

На третий день болим выносится из дацана за пределы поселка и там сжигается, как символ всего хорошего и плохого, что было в прошлом году.

После того как болим бросается в костер, все присуствующие поворачиваются к нему спиной и не оглядываясь уходят.
После этого ритуала еще две недели Ламы будут сидеть в дацате и читать мантры.

Цугольский дацан.

Цугольский Цокчен (согшин) дацан по официальным источникам был построен в 30-е годы прошлого столетия. При строительстве дацана были выполнены требования, которые предписывают правила при выборе места: “а востоке – широко простирающее открытое пространство, на юге – загруженное валунами, на западе – выпуклая поверхность, а на севере – горы наподобие задрапированной занавеси… Вдоль реки в южном н6аправлении должны быть заросли, … необходимо, чтобы вода не образовывала водоворотов”.

Учитывался также и вид на сам дацан, который должен быть хорошо виден из далека, и построен в согласии с окружающей средой природы. Для дацана выбирается изолированное место, которое должно служить видимым знаком полной отрешенности монастыря от мира и всего мирского. Вообще, в отношении строительства и устройства монастыря предписывается множество правил. Выбор места при строительстве всех дацанских ансамблей Забайкалья соответствует таким требованиям: “Посещенные экспедицией дацаны, равно как и большинство других расположены в местах, выделяющихся своей живописью. Дацаны располагаются преимущественно в котловинах, защищенных от ветров, поблизости реки или озера: так, Гусиноозерский дацан расположен близ Гусиного озера: Агинский на реке Аге, Цугольский на реке Ононе”.

Предшествующие постройки дацана обряды включают в себя и обряды о выборе места. Причем для наиболее точного определения приглашают астрологов, снискавших уважения и известность. В Монголии, например. При определении места для монастыря Хамбо-гэгэна в районе Улясатуя в 1879 г. из Урги приехала группа астрологов, в течение месяца, занимающаяся гаданиями и молебствиями. Позднеев отмечает, что ламы считают это чрезвычайно трудным и важным делом, поскольку должны совпадать все астрологические приметы. Гадателями же определялось не только время начало постройки, точный день и время суток, но и где лучше брать материалы для строительства. В день закладки производился ритуал освящения места и просьба к божествам о покровительстве и об изгнании злых духов над местами. После этого окончательно определилось место постройки храма, т.е. проведены черты, по которым должны быть основаны его стены.


Место для дацана, выбранное в соответствии с правилами, оказалось удачным. Дацан построен на пологом южном склоне холма возвышающемся над широкой поймой р. Онон и устья р. Цугол, откуда дацан получил свое название. Цугольский дацан в официальном русском языке носил также не вполне правильное по произношению название “Цугилинского”.


Формирование цокчен-дацана происходило в несколько этапов. По преданию, о его основании было сделано предсказание монгольским “святейшеством богдо банченом Чоглай-Намжилом ученому монаху (цоржи гэлуну) Цультиму, что в грядущем будущем времени буряты воздвигнут в некий период, в местности Цугол Монастырь”.


Основан монастырь, согласно официальным документам, в 1801 г. По данным же летописи хоринских бурят постройка трехэтажного деревянного здания Цогчен-дацана была начата в 1831 году и окончена в 1834 году. “Во время освящения этого дацана устраивали молебствия свыше двухсот лам и собирались и молились около 3000 человек. Происходило в течении многих суток радостное торжество”.


Впоследствии как дацан, так и состоявшие при нем сумэ пришли в ветхость и в середине 50-х годов XIX века началась переписка о строительстве каменного Цокчен-дацана: “Цугилинский дацан был выстроен еще в 1832 году и с того времени исправлен не был, отчего здание сего дацана пришло в совершенную ветхость такого же Цугилинского … просят … означенный приговор представить к Высшему начальству и испросить … на то разрешения…”.


Разрешение на строительство под подпесью Генерал Губернатора датировано 24 марта 1864 года.


Новый дацан заложили левее от старого здания. Первое здание Сокшин-дацана стояло на месте, где сейчас построено здание.

Вновь возведенный цокчен-дацан, просуществовал в истории Цугольского дацана недолгую жизнь: “23 января 1887 года от совершенно необнаруженных причин, сгорела. И это подняло тогда дух и энергию населения всей Цугольской степи. Ровно через месяц, т.е. 23 февраля 1887 года прихожане Цугольского дацана собрались сходом на пепелище в числе свыше 1000 человек и прежде всего осмотрели местность сгоревшего здания. Пожар сполна уничтожил все деревянные части кумиренной постройки, так что от нее остались только стены 2-х нижних этажей, которые были сооружены из камня и кирпича, третий же этаж, построенный из дерева сделался целиком жертвою пламени.


Весной, 7 апреля следующего года, последовало разрешение на восстановление Цокчен-дацана “с непременным условием, чтобы возобновление было произведено … согласно … планам и фасадам … в противном случае дацан будет закрыт”.

Здание восстановили в сжатые сроки: “было закончено постройкою в следующем 1889 году”.


Трехэтажное здание, символизирующее мировую гору Шумеру, построен так, что два его нижних этажа сложены из камня и кирпича, а третий, сакральный – деревянный. На третьем этаже, доступном только посвященным.


Национализация дацана на I этапе обернулась выдворением лам из своих домов, ли-шением их всех юридических прав, капиталов, имущества.


В начале 30-х годов XX века не обошлось без серьезных утрат. С середины 1932 года прилегающие сумэ были заняты самовольно разными учреждениями дивизии . Воинская часть, размещенная в комплексе Цугольского дацана стала своеобразным символом нового времени. Именно в это время пошло переоборудование дацанских зданий, которое включало в себя съемку ганжиров, жаманов, других буддийских элементов архитектурного декорт, изменение фасадов для гражданского облика, расширение окон и т.д. “13 декабря 1933 года ламы Цугольского дацана с участием на собрании около 60 человек лам отказались от служения религиозного культа в дацане.


1934 год стал для Цугольского дацана роковым. В сохранившемся документе за под-писью ответственного секретаря ЦИКа БМ АССР Кузьмина, секретаря комиссии культов Печеневой с грифом “не подлежит оглашению” на имя председателя Агинского Аймиспол-кома даются указания, которые мы приводим полностью:” по поступившим сведениям Цугольский дацан для религиозных нужд не исполняются. И когда ширетуй-лама пришел к Вам с отказом от дацана, Вы наругали его площадной бранью и заставили продолжать слу-жение. Это характеризует, насколько политично Вы боретесь с искоренением религиозных предрассудков. Ведь если бы по вашей рекомендации лама оформил отказ группы верующих от пользования дацаном, гораздо бы полезнее было это здание использовать для культурных нужд, чем закрепление этого здания за ламами... Через профсоюзные, партийные организа-ции, по клубам, красным уголкам и избам-читальням разверните широкую культурно-просветительную работу среди колхозников и единоличников, за закрытие церкви, за ликви-дацию её, а не обновление и созидание её”.


Летом 1934 года Агинский Аймисполком “разумеете” “по просьбе трудящихся” спешно собирает собрания. Протокол собрания 32 пионеров лагеря им. Сталина при Ортуй-ской школе гласит: “заслушав доклад т. Менжинова о ламской религии и закрытии Цуголь-ского дацана собрание находит, что ламская религия защищает интересы капиталистов, т.к. она является орудием эксплуатации и угнетения бедноты, что в данный момент, когда за-вершается социализм, религия, ни нашим родителям, ни нашим родственникам, ни нам ни какую пользу не принесет, кроме вреда и является главным тормозом проводимым нами всеми задачам. Поэтому собрание считает необходимым закрытие Цугольского дацана с не-посредственной передачей всех его ценностей культурно-просветительным учреждениям и призывает колхозников, единоличников, среднеков и бедняков Ортуйского сомона о изъяв-лении своих напоминаний о закрытии дацана”.


На судьбу Цугольского дацана повлияло, видимо, и создание в Улан-Удэ центрально-го антирелигиозного музея, который просил у Бурятского Цика разрешения на получение экспонатов для строительства дворца атеизма. Была создана комиссия по ликвидации Цугольского дацана, которой более-менее сносно составлялись описи имущества, “валютных ценностей, обнаруженных при разборке и сортировке”, описи строений и т.д. Как следует из протокола №4 заседания комиссии по ликвидации Цугольского дацана, состоявшегося 2 де-кабря 1935 года, на которой заслушивался ответ о результатах хода работы комиссии, а по-становляющей ее части были написано:” достигнутая цель в порядке проведения массовой работы с рядом окружающим населением дацана… по вопросу закрытия дацана… является из одних основных достижений Аймачного руководства в деле проведения мероприятий ан-тирелигиозного вопроса”. Впоследствии этой же комиссией были национализированы все предметы, находящиеся в Цокчен-дацане и прилегавших сумэ. На основании постановления ЦИКа БМАССР от 20-IV-35года за №28 §2 комиссией было “передано по принадлежности члену комиссии – представителю Антирелигиозного музея системы ВКП Б.М. АССР в лице тов. Нацова Г.Д. на основе доверенности Антирелигиозного музея от 19/Х-35 года за №127 предметы старинного и религиозного культа “безвозмездно” свыше 216 наименований. Копию приемно-сдаточного акта мы сочли нужным приложить. Этой же комиссией на месте были разобраны уникальные скульптуры Цодсэр-Жанма, Майдари, статуй "Деважин" и "Гандан" с целью поиска драгметаллов. И в это же время продолжайся арест из числа оставшихся лам.В это же время дацан лишился и своей гербовой печати.


Что касается самого здания Цокчен-дацана, то здесь с этим вопросом никаких ослож-нений похоже, что не было. Когда внутреннее убранство было передано представителем му-зея, продано с торгов, разграблено, уничтожено, здание Цокчен-дацана и других дуганов бы-ло передано в безвозмездное пользование в распоряжение Агинского АИКа “для использо-вании на культ. нужды села”.


С тридцатых годов Цокчен-дацан использовали как военные склады. В 1980 году теперь уже как памятник архитектура Цугольский дацан был взят на учет ВОПИКа, но прошло почти десятилетие, прежде чем началось возрождение выстоявшего, но изувеченного за атеистичесткие десятилетия Чокчен-дацана. В 1988 году Цугольский дацан бал возвращен общине Цугольского дацана, вслед за открытием которого затеплилась в нем жизнь, возобновилась служба, начался новый отсчет жизни Цугольского дацана на нелегком пути возвращения к духовным истокам.


К лету 1897 рода, по проекту Шойбона Намсараева, был выстроен Майдари дуган.

Храм Грядущего Будды цугольцы построили на северной (алтарной) части от цокчен-дацана.
В настоящее время храм востаннавливается.







Сайт создан в системе uCoz